«Попытка рассмотреть сознание — все равно что попытка увидеть ветер. Мы способны видеть лишь результаты его воздействия».
Джозеф Боген, американский нейрохирург и нейрофизиолог.
Окружающий нас видимый мир невероятно богат и разнообразен, полон цвета и света, фактур и форм, скоростей и ритмов. Полон событий, порой радостных, порой драматичных. Мир динамичен и перенасыщен предметностью и материей во всех ее разнообразных проявлениях. И при этой своей сложносочиненности окружающая нас действительность крайне нестабильна, шатка в своей самоуверенности и эгоцентричности. Человеку нужны опоры и смыслы, нужен хотя бы небольшой островок стабильности и духовной наполненности. Поиски смыслов чаще всего приводят нас к природе, религии и, конечно же, к искусству, которое в лучших своих воплощениях соединяет в себе и природную простоту, и искренность, и веру в самом чистом, непосредственном ее выражении. Стремление человека к гармонии находит видимое свое воплощение в произведениях искусства, в творчестве как в средстве духовной регенерации и возвращения к простоте и ясности существования.
Пограничное состояние между полной абстрагированностью от материальной реальности при удержании ощущения предметности, плотности окружающего пространства создают своеобразный люфт — область «между мирами», где и рождается живое, непосредственное искусство. Творчество — это не банальное повторение существующей в реальном мире формы. Но это и не вымученное придумывание чего-то полностью искусственного и эпатажного в угоду публике и собственному эго. Творчество — очень тонкий и деликатный процесс, таинство. Это всегда акт сотворчества художника с миром, его парение в сферах коллективного бессознательного. Именно в сотворчестве рождается новый художественный язык, который оказывается «родным» для многих. И в творчестве всегда есть место случайному. Есть место вдохновенному чуду, которое, подобно ветру, неожиданно влетает в приоткрытое окно художника, принося с собой свежие идеи и образы.
Внешняя бессобытийность при глубокой внутренней наполненности является одной из основных характеристик творчества художника Александра Дедушева. Созерцательность — ключ к пониманию и способ войти в мир, сотканный из света и воздуха, наполненный вольным теплым ветром из детских снов и грез.
В
ыставочный проект Александра Дедушева «Ветер» охватывает различные этапы творческого пути художника и представляет работы, выполненные в разных видах искусства и различных техниках: от графики и живописи до скульптуры и объекта-панно. Каждая серия имеет свою ценность и свои этапы развития, которые можно проследить на примере произведений, представленных на выставке.
В графических работах, будь то листы, выполненные в технике граттаж и населенные ангелами («Темные аллеи», 2022), музыкантами («Виолончелист», 1998) и детьми («Не падай», 2019), или подвижные и забавные «Персонажи» — везде присутствует внутренний импульс и динамика, потенция к движению, иногда выраженная в полужесте, переданном вибрирующей живой линией гелиевой ручки или тональными переливами зыбкой световоздушной среды, созданной благодаря искусному владению техникой работы тушью и лезвием. Композиции графических листов удивительным образом сочетают в себе, казалось бы, противоположные качества — точность и строгость с непосредственностью случайного «кадра». Легкость, «ветреность» и свобода в штрихе, жесте и фактуре присущи искусству Дедушева в полной мере. Эта свобода и непосредственность рождались постепенно, в процессе кропотливой работы с материалом. И в результате этих творческих поисков и экспериментов были найдены авторские приемы, сформировались профессиональные навыки, которые позволили мастеру совершенно свободно воплощать в жизнь художественные идеи. И все равно, даже мастерски овладев навыками и секретами работы, невозможно полностью исключить явление, которое знакомо каждому творческому человеку — так называемое сопротивление материала, когда «врожденные» его свойства и тактико-технические показатели диктуют процесс и результат работы. Или можно сказать мягче — ведут художника к искомому образу, иногда вопреки его изначальному замыслу. И тут важный момент — пойдет ли художник за этим зовом или, в свою очередь, начнет сопротивляться и бороться с материалом, как с враждебной стихией. Так или иначе этот диалог мастера и художественной техники, будь то сотворчество или противостояние, может дать удивительный результат, которым станет новое произведение искусства.
Граттаж — очень непредсказуемая и сложная, но крайне благодатная для экспериментов техника, с помощью которой можно достичь невероятного количества художественных эффектов, один из которых — создание тончайших переходов тона и сложных фактур, живых и словно вибрирующих. Особая рельефная текстура, создаваемая посредством граттажа — словно поры, через которые дышит матовая поверхность листа и весь тот мир, который художник создает. Миры Дедушева — калейдоскоп реальных впечатлений или воспоминаний и сна или некой мечты о Золотом веке. Золотой век Дедушева гармоничен и прост, он наполнен светом и тихой музыкой. Той музыкой, которую слышишь внутренним духовным слухом, которая подобно фаворскому свету — нематериальна, нетварна, но абсолютно реальна. Вдохновенные музыканты, смиренные ангелы, дети, читающие книги, и девушки, улыбающиеся мягкой нездешней улыбкой — все существа, живущие в мирах художника, счастливы той тихой и светлой радостью, которая бывает только в благополучном и мирном детстве. Они словно познали тот самый неуловимый смысл жизни. И даже обыденные предметы — чашка или стул — как будто бы обладают этим тайным знанием («Почетное место. Заслуженный стул», 2019, «Утро»). Как же хочется так же прикоснуться к этим простым истинам и обрести спокойную, тихую уверенность в абсолютной гармонии бытия и ощущение нерушимости хрупкой красоты мира!
В основе традиционных изобразительных видов искусства лежит пластика. Именно она является смыслом, целью и основанием акта творчества. Именно на нее, как на центральную ось, нанизываются все остальные смыслы, которыми автор наполняет свои произведения. Все остальные художественные средства выразительности работают на то, чтобы выявлять внутреннюю пластику произведения, делать ее видимой, воплощенной. В графике Александра Дедушева пластика первична. В граттажах она складывается из тончайших воздушных светотеневых переходов, вибрации зернистой фактуры, внутреннего света белого поля листа. Прерывистые движения штрихов туши, ведомые внутренней логикой листа, складываются в гармоничную композицию, которая, в свою очередь, рассказывает незамысловатую, но красивую историю, звучит ясным и стройным аккордом в разряженном изобразительном пространстве. Черно-белый мир, светящийся совершенно мистическим светом, наполненный дыханием ветра и естественным свободным движением, живет свою удивительную жизнь, сотканную из тихой радости простого и ясного существования («На балконе», 2021, «Награда ветра», 2021). Этот мир кажется таинственным, нереальным, возникшим из детских снов и переживаний. Он близок и понятен каждому, и при этом — далек и недоступен, как те самые полувоспоминания-полугрезы, когда ты не уверен в том, было ли это на самом деле или только привиделось.
В серии «Персонажи» автор работает гелевой ручкой, выявляя форму линией, иногда текучей, иногда острой и ломкой, но всегда невероятно музыкальной и ритмичной. Взаимоотношения фигурок на графическом листе складываются естественно и легко, потому что внутренняя логика этих взаимоотношений и движений — та самая пластика, на которой держится все «здание» произведения изобразительного искусства. «Персонажи» — самая многолюдная и шумная из графических серий автора — а событийность как таковая совершенно отсутствует и здесь. Листы хочется долго и внимательно рассматривать, следить за динамично существующими в пространстве фигурками, летящими, бегущими, занятыми чем-то, увлеченными собой. И, разглядывая их, в какой-то момент можно поймать ощущение того, что не «персонажи» определяют траекторию своего полета или, если угодно, танца. Это их несет вихрь, ветер — ветер жизни, внутреннего импульса и инерции. Именно по воле и закону гармонии, заключенной в пластике графических линий и в пульсации живого дышащего белого поля листа, движутся и парят фигурки «персонажей».
Живопись художника более статична и уравновешена. Та же бессобытийность и созерцательность, что свойственна и графическим, и живописным работам автора, позволяет наилучшим образом выявить красоту фактуры — ничто не отвлекает от любования ее полнокровной и свободной жизнью на холсте. Роскошные, почти тактильно ощущаемые вплавления цвета в сложную текстурно-рельефную и пористую поверхность холста, напоминают эксперименты импрессионистов и постимпрессионистов («Город ангелов», 2014, «Прохладное утро», 2016). Но если последние стремились разложить реальный свет, отражаемый предметами и делающий их видимыми для человеческого глаза, на крошечные локально окрашенные частички, заново «пересобирая», реконструируя видимую реальность на своих холстах, то Александр Дедушев из лоскутков ощущений и образов, существующих на границе предметного и нематериального, фантазийного мира, ткет полотно зыбкого пространства «между мирами», к которому хочется прикоснуться, чтобы вспомнить то, что осталось где-то там, в прекрасном далеко, чтобы вдохнуть теплый ветер грез, летящий к нам на крыльях полуяви-полусна. И подход, основанный на медитативной и вдумчивой работе с фактурами и разложением цвета с его последующим вплавлением в живописную поверхность, оказывается наиболее точным и подходящим для передачи ирреальности изображаемого пространства. Цвет при этом в живописных работах художника тоже оказывается в подчиненном положении по отношению к фактуре и световоздушной среде. Он подсвечивает воздух холста, наполняя живопись особыми ароматами и оттенками ощущений, не перебивая спокойного и уверенного звучания фактуры. В нескольких живописных работах, представленных на выставке, цветовая гамма минимальна, а живописность остается. Это «Правило Будды» (2017) и «Небо и земля» (2017). Фактура и очень низкий рельеф, создающий деликатную игру светотени, работают на создание живописного изобразительного поля, которое при своей монохромности не читается как графика или чистый скульптурный рельеф. Хотя техника, в которой художник в данном случае работает на плоскости холста, полностью повторяет его скульптурную авторскую технику.
Скульптура Александра Дедушева существует в реальном пространстве, но «живет» она в нем, опираясь на законы графики в большей степени, нежели на законы скульптурные. Линеарность, упрощенность и обобщенность форм, монохромность и матово-шероховатая, «природная» фактура поверхностей напоминают об архаичной вотивной пластике («Теа», 2013, «Пианист», 2016). Жизненная сила скульптуры Дедушева не в нарочитой витальной наполненности, плотности и весомости, а в особой внутренней деликатной сдержанности при импульсе к движению вперед и вверх, как, например, в работах «Ласточка», 2016 или «Фигура», 2010. Это скульптура, которой не нужно «овладевать» пространством вокруг себя, подчинять его себе — она свободно парит и дышит в нем. Скульптуры мастера бестелесны, воздушны и находятся на той пограничной линии между плоскостным, светотеневым, «развоплощенным» миром графики и миром плотной материи, к которому принадлежим мы и все то, что нас окружает и составляет нашу эмпирическую реальность. Это скорее духовные портреты, незримые образы окружающего мира, обретшие на некоторое время осязаемую сущность потоки энергии. Именно поэтому они так по-джакометьевски тонки, почти бесплотны, устремлены, как лучи света или звуковые волны в какое-то нездешнее пространство, и так одухотворены.
«Гербарии» Александра Дедушева представляют собой отдельную серию работ — живописных панно, созданных в сложной авторской технике. Здесь художник снова работает на стыке разных техник и видов искусства. Панно созданы с использованием бумажной массы (papier mâché), причем бумага изначально берется разных цветов, и только потом тонирует в нужный оттенок тончайшими лессировками. В шероховатую фактуру вкрапляются природные материалы (листья). В результате получается декоративная, тонко проработанная живописными средствами поверхность, которая читается довольно контрастно и графично с расстояния. Но, если подойти чуть ближе, остановиться перед работой чуть дольше и сфокусировать внимание на деталях, можно надолго погрузиться в разглядывание фактурной рельефной поверхности, напоминающей природный камень или почву, в которой замерли в неподвижном танце травы, цветы и листья. Взятые из естественной среды природные материалы — казалось бы, что может быть реалистичнее и конкретнее, — «прорастая» на живописной поверхности, обретают новое лицо, становясь удивительными артефактами, и начинают жить свою особую жизнь. Маленькая веточка перерождается в большое дерево, которое становится частью фантастического леса. Созданный художником мир зыбок и хрупок, как тонкие веточки и листья из живописного «Гербария», он как будто то ли тает, то ли проявляется на поверхности холста, медленно, постепенно, как фотоснимок в ванночке с раствором («Гербарий 5», 2006, «Гербарий 6», 2007).
Александр Дедушев — художник, которому удается сделать невидимое видимым, а неизобразимое перевести на язык изобразительный. Графика, как наиболее удаленный от плотности и осязаемости материального мира вид пластического искусства, является во многом формообразующим для мастера. Наряду с графикой живопись и скульптура Александра Дедушева являются для автора полем экспериментов в работе с различными материалами и техниками. На выставке «Невидимый ветер» представлены различные этапы творчества художника, результаты творческих экспериментов и поисков. Постоянные художественные поиски ведут автора к образам и сюжетам, рождающимся в результате упорной работы и сосредоточенности, а также творческой медитации — состояния, с которым знаком любой, кто занимается творчеством. Именно состояние медитации, внутренней тишины позволяет творцу приблизиться внутренним духовным оком к своему будущему, еще не проявленному творению, увидеть его, узнать — воплотить на листе бумаге, на холсте или же сообщить ему осязаемость и предметность, свойственную скульптуре. Но при этом необычайно важно сохранить «вневременность» образа, не слишком секуляризировать его, выводя из пространства воображения в реальность. У художника нет цели отображать время, документально зарисовывать события. Время само накладывает отпечаток на творчество и делает искусство современным. «Сиюминутность», нарочитая актуальность в творчестве делает и художника, и его произведения суетными и поверхностными. Все-таки искусство — не равно журналистике. Искусство всегда смотрит на видимый, реальный мир немного со стороны, как нечто, что никогда не рождается и никогда не умирает, но что, без всякого сомнения, является сущим.
Таково искусство художника Александра Дедушева — обитающее на границе между мирами, свободно перемещающееся из пространства сна в реальность, подобно ветру, залетающему в окно или веющему с графических листов художника.
Елена Светлова, искусствовед
Апрель 2022 года
Текст был написан для каталога к выставке "Невидимый ветер". Май-июнь 2022 года. Выставка проходила в выставочном зале Фонда Андрея Чеглакова. Организатор и куратор выставки Майя Авеличева.